Нотатки 1

Опасная социология. Профессиональные привычки или психологические расстройства?

В особо жаркие дни бывает, что наша деятельность не отпускает нас даже дома. Но мы хотим поговорить не только об этом, а о последствиях, которые не всегда очевидны и не для всех лежат на поверхности. Конечно, ограничимся всего лишь описанием собственных наблюдений, ведь диагнозы ставить мы не в праве. Итак, несколько заметок о том, чем же «болеют» ресерчеры.

Начнем с известного всем переутомления. Много организационной работы несколько дней подряд в конце концов приводят к временным, но очень неприятным симптомам деменции. Становится сложно сконцентрироваться, контролировать проект и в принципе выдавать результат на должном уровне. И конечно, с нарастанием переутомления всегда ищутся способы от него избавиться. Кто-то прокачивает танк, а кто-то пьет коньяк в офисе. У каждого свой способ «отдохнуть».

Пару слов о работе вводчиков. Владеют они слепым набором или не владеют, а при длительной работе почти за любой клавиатурой есть риск получить туннельный синдром (довольно неприятная штука, к тому же не только физиологическая, но и психологическая). Хорошая эргономическая клавиатура всего лишь понижает вероятность схлопотать такой подарок, да и стоит в районе 300-400 долларов, что для «работника с инструментом» в Украине не мало. Еще интересней дело обстоит с последствиями чрезмерной концентрации. Она вполне может послужить толчком к появлению и развитию ОКР.

Модераторов такие проблемы тоже не обходят стороной. Иногда появляются заметные речевые привычки. Например, не секрет что модератору часто приходится поддакивать респондентам, чтобы наладить с ними контакт. Вы соглашаетесь с человеком словесно или жестами, мимикой. Среди прочего, и при помощи слова «угу», «ага», «понятно», «ок».

В конце концов, получается, что модератор повторяет «угу-ага-угу-ага-угу» (4-5 раз) почти после каждой реплики. Частично с целью наладить контакт с респондентом, но все же это привычка. Кстати, не особо помогающая вести интервью. Менее очевидными могут быть какие-то жесты, от которых сложно избавиться (тот же ОКР) или более заметные фразы. Например, человек может повторять «так сказать» или другое выражение, вставляя его куда ни попадя, в любую часть предложения. Некоторые вводчики работают с материалом в замедлении, и неочевидные речевые повадки и ритуальчики проявляются.

Встречается так же «синдром профессионала» (название мы придумали сами). Например, когда интервьюер имеет образование в сфере, в которой работает респондент. Опрашивая респондента такой интервьюер часто может быть слишком активным. Подсказывать респонденту что ответить, постоянно перебивать. Конечно, иногда это оправдано, чтобы направить беседу в нужное русло. Но иногда такие вставки интервьюера попросту сбивают с толку респондента. А текст на выходе — это скорее бенефис интервьюера, чем опрос эксперта. А ведь логика изначально правильная, компетентный интервьюер справится с экспертным опросом лучше…теоретически.

Некоторые модераторы любят подводить итог какой-либо подтеме в рамках гайда, и для этого резюмируют сказанное на группе. Однако в некоторых случаях эта хорошая профессиональная привычка перерастает в нехорошую манию повторять за респондентами почти каждое предложение. К сожалению, очень и очень многие эффекты проявляются лишь с течением времени, накапливаются и их довольно сложно заметить. А когда они уже проявились, нужен невероятный самоконтроль и время чтобы их побороть.

Будьте осторожны!