Заметка 2

Что не так в анкетах?

Уж чего-чего, а литературы о том, как написать анкету правильно, предостаточно. И несмотря на это, то и дело в проекте встречается парочка веселых вопросов, которые ну никак в яблочко не попадают. 

Несколько слов о форме. Очень и очень часто, можно сказать хронически, не заполняется короткий вопрос внизу страницы. То же самое происходит, если вопрос с совмещенными альтернативами. Как не банально, но подводит Word. А точнее, невнимательность. Например, редактировали-редактировали анкету, списки вопросов составляли, а авто-нумерацию не поправили. Вот и гадаем мы потом за написанием паспорта, это так задумано что идут номера 1, 2, 3, 5, 6, 4, 9?

А теперь о горьком опыте с содержанием. За годы работы с самыми разными клиентами, в больших и малых проектах, в совершенно разных по размеру анкетах, мы раз за разом видели одно и то же: огромные таблицы никогда не заполняются полностью. Скажем даже больше, редко заполняются до половины. Да и до 30% тоже.  Казалось бы, взяли три столбика, в каждом по 30 альтернатив выбора, притом еще не ограничили выбор альтернатив. Такие таблицы, по правде сказать, очень радуют вводчиков. Либо будет недозаполнена, либо отмечено пару значений из всей таблицы, либо и вовсе пропуски. А уж если заполнена вся такая таблица – верный знак четкой работы «на коленке», что подтверждалось уже неоднократно. Не делайте таких таблиц, если хотите качественный сбор информации.

Обречены анкеты, в которых слишком много открытых вопросов. То ли времени на заполнение много уходит, то ли из респондента слов не вытянешь – причина тут не так важна как следствие.

То ли респондентам не нравятся, то ли интервьюерам. А следствие – короткие отписки по 1-2 слова. На ввод такую анкету отдавать дорого, значит нужна кодировка, значит дополнительные траты денег и времени.

Конечно, все это второстепенные вещи перед высоким замыслом исследователя. Но если в вашей анкете каждый второй вопрос открытый, то возможно, следует получше познакомиться с изучаемым объектом в качественном а не количественном исследовании?

Еще один интересный «косяк» наблюдается в больших количественных исследованиях, когда опрос проводится во многих областях. И если вы предполагаете, что в разных локациях какие-то вопросы анкет не будут совпадать (например, списки фамилий мажоритарных кандидатов в разных областях), позаботьтесь заранее о том, чтобы варианты ответов «не могу сказать», «другое», «нет ответа», «затрудняюсь ответить» и все остальные вариации таких альтернатив были под одинаковыми номерами.  Если в области А кандидатов в списке 5, а в области В – 15, то в обоих случаях «не могу ответить» и тому подобное должно быть 16, 17 и так далее. Это избавит от головной боли не только вводчиков, но и аналитика при сведении и работы с массивом.

Самое интересное, что напрямую сказать заказчикам об этих проблемах либо сложно, либо чаще всего уже не актуально, анкеты то уже напечатаны и возвращаются в офис для ввода. Да только вот и фидбек с заделом на будущее тоже мало кого интересует. Но надеюсь, интересует Вас, дорогой читатель!

Творческого вдохновения вам и удачи!